Аутсорсинг услуг в области охраны труда.

451613627 700x499 Рукопожатие строителя   Handshake builder

 

Правовое регулирование деятельности по оказанию  услуг в области охраны труда

Аутсорсинг услуг в области охраны труда регулируется следующими правовыми актами законодательства:

  • Законом РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда);
  • Инструкцией о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.01.2014 № 28 (далее — Инструкция о порядке аккредитации);
  • единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156.

Шаг 1. Принятие решения о привлечении юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (ст.20 Закона об охране труда).

В этой же статье Закона об охране труда приведено общее условие такого привлечения. Так, должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности — свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Так, при буквальном прочтении норм ст.20 Закона об охране труда получается, что наниматель имеет право привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, только при наличии следующих условий:

1) численность работников в организациях производственной сферы меньше 100 человек, в организациях других сфер деятельности — 200 человек;

2) невозможно возложение исполнения обязанностей специалиста по охране труда на работника организации.

Заметим, что нанимателю в такой ситуации законодатель предлагает два варианта: введение должности специалиста по охране труда (при меньшей численности работников) или аутсорсинг услуг в области охраны труда. Плюсы и минусы последнего варианта представлены в таблице ниже.

Преимущества

Недостатки

— снижение потребности в инвестициях на развитие непрофильных видов деятельности, повышение экономической эффективности и снижение издержек, связанных с обеспечением соблюдения требований по охране труда (частичная или полная передача функций в области охраны труда аутсорсеру с оплатой его услуг зачастую обходится дешевле, чем организация или использование уже имеющейся корпоративной службы охраны труда для выполнения данных функций);


— повышение качества и надежности выполнения переданных на профессиональный аутсорсинг функций;


— делегирование второстепенных функций аутсорсерам позволяет сконцентрировать усилия на основных стратегических целях организации;


— высвобождение организационных, финансовых и человеческих ресурсов для развития новых направлений деятельности;
— повышение эффективности и качества работы организации на стратегических направлениях;


— снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса;


— повышение инвестиционной привлекательности организации

— передача любого бизнес-процесса на аутсорсинг требует наличия в организации специалистов, которые поддерживают связь с аутсорсером, следят за качеством, полнотой и стоимостью его услуг;


— по сравнению с обычной работой при работе с использованием аутсорсинга увеличивается время на согласование вопросов между заказчиком и исполнителем. Например, могут возникать ситуации, когда одной или другой стороне срочно требуется тот или иной документ, и не всегда возможно будет его оперативно передать;


— риск утечки из компании конфиденциальной информации и т.п.

Таким образом, на этапе принятия решения об использовании аутсорсинга нанимателю необходимо осуществить оценку собственных возможностей, а именно:

• провести анализ состояния материально-технических и производственных ресурсов, оценку возможностей штатного персонала по выполнению функций в области охраны труда, которые предполагается передать на аутсорсинг;

• оценить качество и себестоимость услуг в области охраны труда, которые предполагается передать на аутсорсинг, при выполнении их собственными силами;

• определить потребность в дополнительных капиталовложениях, необходимых для повышения эффективности и качества выполнения услуг в области охраны труда собственными силами;

• оценить возможные риски и связанные с ними потери организации.

Шаг 2. Определение перечня услуг, которые необходимы нанимателю по охране труда для передачи их на аутсорсинг

Как показывает практика, руководители организаций часто не в полной мере представляют себе функции, которые обязана выполнять служба охраны труда. Соответственно, они не всегда могут объективно оценить необходимость и обоснованность привлечения аутсорсера. В то же время аутсорсер также должен четко определить функции, которые он будет выполнять.

Вероятная ситуация, что не все лица, предлагающие услуги в области охраны труда, способны сделать заказчику вразумительное коммерческое предложение, т.е. детально описать, из каких операций состоят их услуги, они могут просто пообещать поддержку. Например, осуществление мероприятий по профилактике и предупреждению профессиональных заболеваний может включать в себя несколько десятков операций. Заказчик (наниматель) должен иметь возможность выбирать из этого перечня те услуги, которые ему необходимы. Не лишним будет проявить бдительность в отношении аутсорсеров, которые не конкретизируют свои действия, так как в таком случае они сами весьма смутно представляют свои назначение и функции. Желательно привлекать лиц, которые располагают набором стандартизированных продуктов, имеют каталог услуг, которые могут быть сгруппированы в пакеты, тем самым позволяя сэкономить время по выделению действительно необходимых нанимателю услуг на начальных этапах переговоров.

То есть нанимателю, передающему охрану труда на аутсорсинг, необходимо четко определить круг задач, для решения которых привлекается аутсорсер, составить полный перечень передаваемых функций специалиста по охране труда. Это необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество между заказчиком и исполнителем по улучшению условий и охраны труда, исключить возможные конфликты между ними, а также сделать передачу на аутсорсинг функций специалиста по охране труда выгодной для нанимателя.

В рамках осуществления функций специалиста по охране труда аутсорсер должен выполнять следующие функции (п.11 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2013 № 98):

1. Участие в координации деятельности структурных подразделений заказчика по обеспечению на каждом рабочем месте заказчика условий труда, соответствующих требованиям по охране труда.

2. Участие в работе заказчика по пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничество с работниками заказчика, их полномочными представителями в области охраны труда, информирование о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты и об иных вопросах, связанных с охраной труда.

3. Осуществление совместно со структурными подразделениями заказчика подготовки документов по вопросам охраны труда, в т.ч. перечня инструкций по охране труда, документов по вопросам обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний, и иным вопросам, предусмотренным законодательством об охране труда.

4. Участие в организации проведения инструктажей по охране труда в порядке, установленном законодательством.

5. Участие в коллективных переговорах заказчика при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов разделов коллективного договора, касающихся охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда.

6. Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мер по их профилактике и предупреждению.

7. Разработка совместно со структурными подразделениями заказчика мероприятий по внедрению и функционированию системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности.

8. Проведение у заказчика проверки состояния условий труда (организация рабочих мест, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.) и соблюдения требований по охране труда (соблюдение у заказчика нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов, содержащих требования по охране труда).

9. Организация совместно со структурными подразделениями заказчика проведения обучения и проверки знаний работников заказчика по вопросам охраны труда.

10. Участие в работе комиссий, в т.ч. комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, по общему техническому осмотру зданий (помещений), по охране труда и др.

11. Внесение предложений либо участие в подготовке предложений по вопросам:

— совершенствования системы управления охраной труда, разработке локальных нормативных правовых актов в области охраны труда;

— внедрения безопасных технологических процессов, производственного оборудования;

— вывода из эксплуатации травмоопасных, не соответствующих требованиям безопасности оборудования, приспособлений и инструмента.

12. Организация обеспечения структурных подразделений заказчика необходимыми нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями, плакатами по охране труда.

13. Участие в организации проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда, в оформлении информационных стендов, уголков по охране труда.

14. Осуществление иных функций, предусмотренных законодательством для специалиста по охране труда.

Шаг 3. Выбор юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда

Услуги в области охраны труда оказываются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем (ст.22 Закона об охране труда).

К услугам в области охраны труда относятся:

• осуществление функций специалиста по охране труда;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда — деятельность республиканского органа государственного управления, проводящего государственную политику в области труда, по установлению соответствия содержания и качества предоставляемых услуг в области охраны труда юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) требованиям законодательства об охране труда (ст.1 Закона об охране труда).

В соответствии со ст.9, 23 Закона об охране труда, а также Инструкцией о порядке аккредитации аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда осуществляет Министерство труда и социальной защиты РБ.

Так, оказывать услуги в области охраны труда имеют право только лица, прошедшие процедуру обязательной аккредитации и включенные в соответствующий реестр.

Проверить аккредитовано ли лицо, оказывающее слуги в области охраны труда, можно по соответствующему реестру, который ведется Министерством труда и социальной защиты РБ.

Кроме проверки аккредитации нанимателю желательно провести следующие действия для определения возможностей претендентов на аутсорсинг:

• изучить работы, выполняемые претендентами;

• оценить качество их работ и цены на них;

• проверить опыт работы и коммерческую репутацию и т.д.

Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора на оказание услуг в области охраны труда

Договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) (ст.22 Закона об охране труда).

Так как исполнитель по договору должен пройти обязательную аккредитацию, то на случай проверки документы, подтверждающие аккредитацию, лучше всего приложить к договору аутсорсинга в виде ксерокопий (свидетельство об аккредитации исполнителя). Если аккредитация отсутствует, договор аутсорсинга может быть признан недействительным.

Шаг 5. На основании заключенного договора издание приказа (по основной деятельности) о передаче функций кадрового делопроизводства аутсорсеру

Кроме заключения договора об оказании услуг в области охраны труда наниматель издает соответствующий приказ по основной деятельности, в котором даются распоряжения работникам нанимателя по реализации указанного договора.

Шаг 6. Передача необходимых документов аутсорсеру для оказания им услуг в области охраны труда

Документы в области охраны труда аутсорсеру нужно передавать с подробной описью и оформлять актами приема-передачи.

Шаг 7. Назначение работника, ответственного за взаимодействие с аутсорсером

Для организации надлежащего взаимодействия с работниками аутсорсера наниматель, как правило, назначает ответственное лицо.

Владимир Самосейко, юрист

Свяжитесь с нами для получения профессиональной консультации!
Моб. тел: +375 33 650 68 14; +375 44 740 95 69
тел/факс: (8152) 60 92 25
e-mail:  centrkadrov@konsalt.by