photodune 4016209 700x466 Баланс   Balance

Почему троечник становится отличником по жизни? или что такое "Эмоциональный интеллект"

Что такое эмоциональный интеллект

В последние годы одним из самых модных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект — EQ. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ.

Эмоциональный интеллект – способность осознавать свои эмоции и умение ими управлять. «Эмоциональный интеллект» - относительно молодой термин, появившийся в середине 20-го века, который стремительно приобрел популярность в 90-х годах после публикациях работы Дэниэла Гоулмана (доктор психологии, специалист по лидерству на основе эмоционального интеллекта, автор бестселлера «Эмоциональный интеллект»).

Эмоциональный интеллект включает 5 главных и 15 дополнительных компонентов:

Внутриличностные навыки (способность распознания и применения личных эмоций);

  • самооценка (умение восприятия себя как глубинно хорошего);

  • эмоциональное самоосознание (умение распознавать свои чувства, что в итоге позволяет ими управлять);

  • чуткость – умение выражать свои чувства, мысли и убеждения, при этом не раня и не задевая чувства других;

  • независимость – способность самостоятельно принимать решения, независимо от эмоций;

  • самореализация.

Межличностные навыки (навыки взаимодействия с другими)

  • эмпатия – понимание чувств других людей, с возможностью адекватной реакции на изменения в эмоциональном состоянии другого человека. важно учитывать, что работает эмпатия лишь применительно по отношению к значимым для нас людей. следовательно, чем человек считает себя более значимым, тем способность эмпатии оказывается выше;

  • социальная ответственность – способность чувствовать себя частью чего-то большого, поддерживая других в социальной группе и вкладывая свои силы и таланты;

  • умение поддерживать отношения – способность создавать и поддерживать отношения, построенные на принципе выигрыш-выигрыш. Предполагают принятие-отдавание любви с эффектом теплоты и симпатии, независимо от роли внутри данных отношений.

Стрессоустойчивость (способность справляться со сложными ситуациями):

  • принятие стрессовых ситуаций. способность действовать внутри стрессовых ситуаций, избегая «эмоционального надрыва»;

  • управление неосознанными реакциями – способность противостояния первой реакции на что-либо, либо даже её отложить, расстояние между стимулом и реакцией.

Приспособляемость – способность адекватной, оперативной и эффективной реакции на изменения:

  • восприятие реальности – умение оценки разницы между тем, что воспринимается и тем, что в действительности существует. Распознавание, что вы хотите выполнить и что можете сделать, при этом понимать, где вы находитесь сейчас;

  • гибкость – умение управлять мыслями, эмоциями, поведением в зависимости от обстоятельств;

  • решение задач – умение распознавать и определять задачи, придумывать и осуществлять решения. Здесь мы говорим не о «проблемах», ведь признаком развитого эмоционального интеллекта становится видение не самих проблем, а задач, требующих внимания и решений.

Жизненный фон – оптимизм и ощущение счастья.

Почему эмоциональный интеллект так важен?

Удивительный факт – часто не самые умные и образованные люди добиваются максимального успеха. Но при этом распространена и обратная ситуация, когда образованный человек остается социально неудачливым и неумелым в личных и профессиональных отношениях. Для полноценного успеха в жизни недостаточно только лишь развитых интеллектуальных способностей.

Почему троечник становится отличником по жизни?

Так почему же многие из тех, кто был отличниками в школе, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто числились в проблемных или даже безнадежных учениках?

Известный психолог Марина Мелия считает, что причина в эмоциональном интеллекте. У успешных людей такой интеллект высокоразвит. Получается, что для достижения успеха он важнее, чем IQ. Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ в данной случае составляет всего-то 20%. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал.

Эмоциональный интеллект влияет на:

  • результативность на работе;

  • физическое здоровье;

  • психическое здоровье;

  • отношения.

Как измерить эмоциональный интеллект

Тесты на эмоциональный интеллект

Тест Холла. Практически аналогичен методике EQ. Содержит 30 утверждений, которые разделены по пяти шкалам:

  1. Управление эмоциями.

  2. Эмоциональная осведомленность.

  3. Эмпатия.

  4. Самомотивация.

  5. Распознавание эмоций других людей.

Ответ на каждое из утверждений оценивается по 6-балльной шкале – от «минус 3» в случае, если полностью не согласен», до +3 – когда полностью согласен.

Тест самоотчета. Методика SREIT включает 33 утверждения, которые разделены на три шкалы:

  1. Выражение и оценка эмоций.

  2. Регулирование эмоций.

  3. Применение эмоций в процессе решения проблем.

Даются ответы по пятибалльной шкале, где 1 – «совершенно не обо мне», 5 – «точно обо мне». Получаются данные оценки по шкалам суммированием полученных баллов по ключам. Такой опросник зарекомендовал себя неплохими психометрическими показателями при конструировании. Единственный недостаток этой методики – незащищенность от социально желательных ответов опрашиваемых. Также после перевода опросника и адаптации на русскоязычной выборке нет данных о проведении психометрики. Однако методика отлично зарекомендовала себя простотой использования и обработки.


Эмоциональный IQ. Российский проект, основный на 66 вопросах с 5 вариантами ответа на каждый. Сгруппированы вопросы по шести шкалам.

  1. Общий балл (суммарный балл по всем шкалам).

  2. Самоанализ и самозащита.

  3. Самоконтроль.

  4. Выражение эмоций.

  5. Социальная чуткость.

  6. Самооценка чуткости.

Данная методика отличается высокой практической направленностью. Сферы использования представлены психодиагностическими исследованиями личности взрослых людей, чтобы выявить необходимые направления самопознания, психологической поддержки, применяется и для оценки и подбора специалистов рекрутерскими агентствами.


Тест Люсина. Основой теста является своя модель эмоционального интеллекта автора. Рассматривается эмоциональный интеллект как умение понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Предложен тест из 40 вопросов, которые оцениваются по четырехбалльной шкале. Представленные вопросы группируются в шесть факторов:

Межличностный эмоциональный интеллект:

  • первая шкала - интуитивное понимание чужих эмоций;

  • вторая шкала - понимание чужих эмоций через экспрессию;

  • третья шкала - общая способность к пониманию чужих эмоций.

Внутриличностный эмоциональный интеллект:

  • первая шкала - осознание своих эмоций;

  • вторая - управление своими эмоциями;

  • третья - контроль экспрессии.

Принципиальное отличие данной модели от смешанных – не вводятся в конструкт личностные характеристики, представляющие собой способность понимать эмоции и управлять ими.


Тест Мейера-Сэловея-Карузо. Эмоциональный набор формально определен как набор навыков, относящихся к оценке эмоций – своих и чужих. Также навыков, которые относятся к выражению своих эмоций, эффективному регулированию эмоций и применению на практике.

  1. Оценка и выражение эмоций:

    • оценка и выражение своих эмоций – вербальное/невербальное;

    • оценка чужих эмоций: невербальное восприятие/эмпатия.

  2. Регуляция эмоций: своих/чужих.

  3. Использование эмоций в мышлении и деятельности:

    • глобальное планирование;

    • креативное мышление;

    • переадресация внимания;

    • мотивация.

Оросник Бар-Она. Предполагается очень широкая трактовка понятия. Эмоциональный интеллект определяется в виде всех некогнитивных способностей, знаний и компетентности, благодаря которым человек может решать разные жизненные ситуации. Выделены 5 сфер компетентности (компонентов эмоционального интеллекта) из нескольких субкомпонентов в каждой:

  1. Познание себя: в том числе осознание своих эмоций, самоуважение, независимость, самоактуализация;

  2. Межличностное общение – межличностные взаимоотношения, эмпатия, социальная ответственность;

  3. Способность адаптации – связь с реальностью, решение проблем, гибкость;

  4. Управление стрессовыми ситуациями, контроль импульсивности, устойчивость к стрессу;

  5. Преобладающее настроение: оптимизм, счастье.

Как развить эмоциональный интеллект?

Наш мозг получает всю информацию от органов чувств. В случае слишком эмоциональной либо напряженной поступающей информации, инстинкт самосохранения выполняет защитную роль, ограничивая способность человека действовать. Поэтому для доступа к более широкой информации, с принятием правильного решения, человека важно определиться с балансом своих желаний и эмоций.

Память человека тесно связана с эмоциями. Умение использовать эмоциональную и рациональную части мозга позволит расширить диапазон вариантов реагирования на новые события, с применением рациональной памяти при принятии решений. Такой фактор станет вашей защитой от регулярного повторения ошибок.

Развитие эмоционального интеллекта через пять ключевых умений

Умение 1. Осознание проблемы.

Остановим внимание на характерном примере. Руководителю обычно не просто расстаться с сотрудником. Тогда передается поручение HR-отделу либо пытается оттягивать неприятное общение до момента, пока не доведет до возмущения коллектив (вариантом может быть увольнение по e-mail).

Управленцу в таком случае нужно задать вопрос, почему ему так сложно уволить работника? Быть я просто «не хочу быть плохим»? Но как стремление выглядеть хорошим соотносится со своим делом? Ведь другие работники и сама компания – тоже хорошие, может стоит помочь избавиться от помех для их успеха?

Умение 2. Развитие проактивности

В отечественных переводах классических работ по теории эмоционального интеллект известен данный шаг в качестве «управления эмоциями» («контроля эмоций»). Но подобный перевод точным считать не приходится, из-за чего нарушается понимание теории. Нельзя контролировать, а особенно подавлять эмоции. Поддается контролю только отношение человека к происходящему. На деле различие между этими 2 формулировками оказывается принципиальным. В частности, мы не можем контролировать чувства – однако есть удается решать,  как следует действовать при влиянии внешних факторов.

Умение 3. Понимание мотивации

Руководителю нужно определиться с собственными стимулами в работе. Они могут выявляться только после 2 прежних шагов – ведь для осознания своих потребностей сначала следует разобраться в себе. Почему крайне важно подобное умение?

Благодаря пониманию индивидуальности своей мотивации, руководитель сможет осознать – у других людей тоже специфические стимулы. Он сможет понять, что при всей важности факторов материальной мотивации, всё большую актуальность приобретает нематериальная мотивация, а деньги становятся не целью, а средством. Руководитель сможет понять, что работникам нужны не только деньги – чтобы подобрать для них действенного стимула.

Умение 4. Развитие чуткости, «эмпатии»

«Эмпатия» не случайно взята в кавычки. Задачей эмоционального лидера становится вовсе не понимание и сочувствие всем – эти функции отводятся психологам и родным сотрудников. Развитый эмоциональный интеллект позволяет руководителю понять, как его действия будут восприниматься со стороны работников, как добиться реализации планов без нежелательной реакции своих коллег.


Умение 5. Совершенствование навыков коммуникации

Тесно связано данное умение с предыдущим. Понимая, как работниками будет восприняты определенные действия, руководитель сможет подобрать наиболее предпочтительные каналы коммуникации. Эмоциональный лидер не станет поздравлять коллегу с днем рождения по e-mail – а воспользуется возможностью лично поздравить. Аналогична ситуация с поощрениями и наказаниями. Благодаря правильному выбору места и времени для них, удастся значительно повысить эффект данных мер.

Дополнительные умения для развития эмоционального интеллекта

Умение быстро снять стресс

Значительный стресс может привести к серьезным последствиям для физического здоровья и ума человека, мешая способности «читать» текущую ситуацию, быть в курсе своих потребностей и чувств.

Следует развивать свои навыки быстрого избавления от стресса в 3 этапа:

  • понимание того, что вы находитесь в стрессовой ситуации;

  • определите вашу реакцию на стресс;

  • найдите для себя методы, позволяющие быстро снизить уровень стресса.

Наличие чувства юмора

Смех и юмор в нашей жизни становятся естественной защитой от сложностей и стрессов в жизни. Сердечный смех способствует снижению стресса, улучшая настроение, с балансом и равновесием нервной системы.

Шутки и юмор позволяют расширить эмоциональный интеллект, помогая человеку:

  • справиться с трудностями. благодаря шуткам и смеху удается пережить жизненные неприятности и сложности;

  • сглаживание натянутых отношений в коллективе;

  • способность расслабиться и стимулировать, настроить себя. Благодаря шуткам и юмору удается избавиться от усталости, расслабившись и успокоившись, но при этом получая дополнительную энергию для достижения лучших результатов;

  • стать более творческой личностью. Когда человек расслабляется, он освобождает себя от жестких способов бытия и мышления, более творчески взглянув на привычные вещи и явления.

Никогда не будет поздно учиться принятию проблем и сложившейся ситуации с чувством юмора:

  1. Попробуйте всегда воспринимать проблемы с долей юмора.

  2. Определитесь с приятной деятельностью, которая расслабляет и способствует шутливому настроению.

  3. Практикуйте свое чувство юмора во время игр с животными, детками и взрослыми, которым нравятся шутки и игры.

Положительное решение проблем

В отношениях людей неизбежно возникают разногласия и различные конфликты. У двух людей не может быть полностью одинаковых мнений, потребностей и ожиданий. Но это вовсе не должно считаться как плохое явление. Конструктивное, здоровое разрешение конфликта укрепляет доверие между людьми. Если не воспринимается конфликт как наказание либо угроза, будет способствовать творчеству, свободе и безопасности отношений.

Советы по разрешению конфликтов для укрепления доверия:

  1. Сосредоточьтесь на настоящем. Когда аргументируетесь прошлыми обидами и ранами, сложно объективно воспринимать нынешнюю ситуацию, чтобы получить благодаря ней свою новую возможность при решении проблем..

  2. Выберите аргументы.

  3. Простите других людей за прошлые ошибки.

  4. Положите конец конфликтам, которые не могут быть решены.

Генеральный директор